Развитие мелкой (тонкой) моторики рук

На человека есть очень много активных точек, которые тесно связаны с головным мозгом. Их стимуляция дает хороший толчок в развитии малыша. Пальчиковую гимнастику нужно начинать ребенку делать как можно раньше, с самого рождения. При этом можно проговаривать различные стишки и потешки, чтобы для малыша массаж ручки стал увлекательной игрой. Когда малыш подрастет, можно делать упражнения по застегиванию и расстегиванию пуговиц на одежде, делать упражнения со шнурком и прочее.
Упражнения по развитию мелкой моторики должны стать неотъемлемой частью подготовки детей к школе, в том числе к письму.
Важность развития навыков мелкой моторики у ребенка заключается в том, что в мозгу человека очень близко расположены центры, которые отвечают за развитие речи и движения пальцев рук. Когда мы поводим занятия по мелкой моторике, в головном мозге автоматически задействуются участки, отвечающие за речь, и, тем самым, мы стимулируем речевые навыки ребенка.
Перед педагогами и психологами стоит задача объяснить родителям какое важное значение развития мелкой моторики рук. Родители должны превратить этот процесс в увлекательную игру, помогать ребенку овладевать новыми навыками, и не сдаваться перед трудностями, которые могут возникнуть в процессе обучения ребенка. Также необходимо постоянно хвалить ребенка за проделанную работу, это придаст малышу уверенности в своих силах. Вот несколько игр, направленных на развитие навыков мелкой моторики рук, играть в которые можно как дома, так и в детском саду.
Для того, чтобы добиться большей координации пальцев рук и кисти, а также для развития тактильной чувствительности проделайте следующее упражнение:
1. Наполните сосуд мелким сыпучим материалом. Это может быть песок, мелкая крупа, или другие мелкие предметы. Пусть ребенок опустит руку в этот сосуд и около 5-10 минут перемешивает его содержимое. После чего предложите ему другой сосуд, в котором будет другой наполнитель, с крупинками другой формы. Когда ребенок несколько раз попробовал на ощупь содержимое, предложите ему проделать данное упражнение с закрытыми глазами. Малышу необходимо будет отгадать, что находится в каждом из сосудов. При этом скажите ребенку, что ощупывать содержимое не нужно, нужно просто опустить в него ручку.
2. Проведите ребенку по руке своим пальцем, рисуя какую либо фигуру, цифру или букву. Пусть ребенок попытается угадать, что Вы написали с закрытыми глазами.
3. Предложите ребенку несколько предметов на выбор в мешочке. При этом он не должен видеть, что он ощупывает. Малыш одной рукой должен ощупать предмет и называть Вам, что он ощупывает. Усложните задачу, пусть другой рукой малыш зарисовывает предмет на бумаге.
4. Слепите с малышом из пластилина различные буквы, цифры и фигуры. Потом с закрытыми глазами малыш может их ощупывать и говорить, кокой предмет под его рукой. Для школьников задачу можно усложнить. Пусть они лепят не только печатные, но и прописные буквы.
5. Ребенок садиться на колени. Руки согнуты в локтях. Пальцы выпрямлены, большой палец противопоставлен остальным. Предложите ребенку сделать по два хлопка каждым пальцем по большому пальцу в одну и другую сторону.
6. Упражнение по перекатыванию карандаша между пальцами. Сначала от мизинца к большому пальцу, потом обратно.
7. Следующее упражнение «Разноцветные снежинки» для детей в возрасте 4 лет. Для него понадобятся фломастеры, бумага и ножницы. Эта игра развивает аккуратность и моторику руки.
Покажите ребенку, как сделать снежинки при помощи бумаги и ножниц. Когда у малышей получится много снежинок, объясните им, что, не смотря на то, что все снежинки разные по форме, они одинаковые по цвету. Для того, чтобы одеть снежинок в разные платьишки, скажите детям чтобы они воспользовались фломастерами. Бумагу надо брать плотную, чтобы ее было удобнее раскрашивать. Движения, которые воспроизводит ребенок при раскрашивании, хорошо развивают моторику руки.
8. Когда у ребенка не развита моторика руки, ему сложно обучиться письму. Ему поможет рисование. Хорошо для этих целей подойдет обводка кружка или другой фигуры, рисование в лабиринте. Ребенок может нарисовать свой лабиринт для родителя, а родитель со своей стороны рисует лабиринт для малыша. Также хорошо тренировать ручку можно при помощи трафаретов, которые в изобилии представлены в магазинах.
9. Следующая игра не требует наличия каких-то специальных игрушек и приспособлений. Все, что для нее нужно можно найти дома. Это могут быть прищепки, пуговицы, мелкие предметы, крупа, спички и многое другое.
Для игры понадобиться поднос с ярким рисунком. Насыпьте на него мелкую крупу, например манку. Если провести пальцем по крупе, то получится яркая линия. Теперь пусть таким же образом рисует Ваш малыш. Дайте волю фантазии, рисуйте героев сказок, деревья, дома, фигуры, цифры, буквы, в общем все, что приходит на ум.
Также можно поиграть в мозаику из того, что есть дома. Например, сложить картинку из бусинок и предложить по образу сделать то же самое ребенка. Когда ребенок научится обращаться с пуговицами, предложите ему бусинки и пусть он уже сам придумывает, что сложить из них.