Игры для развития речи малыша

Игры для развития речи малыша

Первые несвязные слова малыш начинает произносить в возрасте 8-10 месяцев. Важно, чтобы родители помогли ему научиться говорить правильно. Все объяснения и уроки лучше проводить в игровой форме, ведь играет ребенок всегда с удовольствием. Ваша задача лишь направить его энергию в правильное русло. Во время занятий ни в коем случае не настаивайте, не упрекайте его в том, что он что-то делает плохо или неправильно. Просто получайте удовольствие от игр со своим малышом и попутно развивайте грамотную речь.

1. Солнце или дождик?

Цель: развитие у ребенка навыка переключать звуковое внимание, совершать действия, которые соответствуют определенным звукам.

Материал: бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Ход игры: объясните малышу: «Сейчас мы с тобой пойдём на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнётся дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него». Игру можно повторять, меняя звучание бубна 3—4 раза.

2. Кто внимательный?

Цель: развитие способности правильно слышать и воспринимать предложения, вне зависимости от громкости голоса.
Материал: кукла, игрушечный мишка, машинка или несколько других игрушек.
Ход игры: посадите малыша на расстоянии 2-3 метров от себя, а на стол положите игрушки. Предупредите ребёнка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шёпотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем произносите:

— Возьми мишку и посади в машину.
— Возьми мишку из машины.
— Посади в машину куклу.
— Покатай куклу в машине.
Ребёнок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень чётко.

3. Беги на носочках

Цель: развитие слухового внимания, координации и чувства ритма.

Материал: бубен.

Ход игры: поочередно стучите в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит.

4.  Где позвонили?

Цель: развитие направленности слухового внимания , умения определять направление звука, ориентации в пространстве.

Материал: колокольчик.

Ход игры: ребёнок закрывает глаза, а вы тихо встаете в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звените в колокольчик. Ребёнок, не открывая глаза, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, подбадривайте его: «Правильно!» Ребёнок открывает глаза, а вы поднимите и покажите ему колокольчик. Если ребёнок ошибается, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.

Необходимо следить, чтобы малыш во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

5. Угадай, на чем играю?

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Материал: музыкальные игрушки - барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие.

Ход игры: вы поочерёдно показываете ребёнку музыкальные инструменты и спрашиваете их названия. Если малыш не знает, назовите инструменты и познакомьте его с их звучанием.

Ребёнок слушает и рассматривает инструменты. Когда вы убедитесь, что ребёнок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирают за ширму. Теперь вы повторяете там игру на разных инструментах, а ребёнок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

Если ребёнок легко справляется с заданием, его можно усложнить.

6. Цапли и воробушки

Цель: развитие умения определять темп звучания бубна, обучение ребёнка выполнять действия согласно темпу звучания бубна.
Материал: бубен, две картинки (шагающая цапля, скачущий воробей)
Ход игры: Сначала покажите ребёнку картинку с цаплей и объясните: «У цапли ноги длинные, она ходит важно, медленно, как зазвучит сейчас бубен». После чего медленно стучите в бубен, а малыш подражает медленной походке цапель.
Потом покажите картинку, на которой нарисован скачущий воробей, и расскажите, что воробей прыгает так быстро, как зазвучит сейчас бубен. Быстро стучите в бубен, а ребёнок скачет.

7. Сделай то, что я скажу.

Цель: формирование умения дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия. Различать противоположные по значению действия (подняться вверх — спуститься).

Материал: кубики, две матрёшки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина.

Ход игры: Постройте лесенку из кубиков. У её основания и на верхней ступени поставьте по матрёшке (можно взять любые другие небольшие фигурки). Затем просите ребёнка: «Помоги матрёшке спуститься с лесенки!» Если малыш всё делает правильно, похвалите его и попросите рассказать, как матрёшка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг). Ребёнку предлагаются следующие задания:

- попроси водичку умыть куклу в красном платье (ребёнок находит куклу и умывает её водой из тазика, приговаривая; «Водичка, водичка, умой кукле личико!»);
- помоги матрёшке подняться по лесенке (взрослый учит ребёнка сопровождать подъём матрёшки словами: вверх, вверх... и наверху);
- куклу в зелёном платье уложи в кроватку и укачай (ребёнок и взрослый вместе напевают: «А- а, а-а, люли, дети все уснули»);
- матрёшку, которая стоит на лесенке, покатай на машине (ребёнок катает и приговаривает: «Вперед — назад, вперед — назад»).
Можно придумать и другие задания. Если ребёнок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют ещё раз.

8. Громко-тихо

Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Материал: парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки, кошечки и любые другие игрушки, звук которых можно имитировать).

Ход игры: показывайте ребёнку двух собачек и объясняйте: «Бежит большая собачка, громко лает: «Ав-ав!» Как лает большая собака?» Ребёнок громко произносит: «Ав–ав!»

«А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав!» Как лает маленькая собачка?» Ребёнок тихо произносит: «Ав-ав!» После чего спрячьте собачек и предупредите малыша: «Сейчас будь внимателен. Как только побежит собачка, ты должен сказать: «Аа-ав!» Не ошибись, помни, что большая собака лает громко, а маленькая собачка тихо».

Возврат к списку